Закон простым языком. Защита прав потребителей

«Покупатель (потребитель) всегда прав!»
Популярная поговорка      

      Ежегодно 15 марта отмечается Всемирный день защиты прав  потребителей. Это праздник каждого из нас, потому что мы все в разные моменты времени являемся потребителями.  9 апреля 1985 года Генеральная Ассамблея ООН (то есть, собрание представителей всех стран мира) закрепила руководящие принципы защиты прав потребителей. С этого момента права потребителей юридически признаны. У потребителей выделяют 4 принципиальных права:
— право на информацию;
— право на безопасность;
— право на выбор;
— право на защиту нарушенных прав.
       В Российской Федерации «Закон о защите прав потребителей» (ФЗ №2300-1 от 07.02.1992) регулирует отношения, возникающие между противоположными сторонами.  С одной стороны потребитель – с другой изготовитель, исполнитель, продавец. Потребителем является физическое лицо, то есть,  гражданин, приобретающий или использующий  товары (а также, работы или услуги) для личных, семейных или домашних нужд, не связанных с извлечением прибыли. В случае возникновения между сторонами спорных отношений государство гарантирует потребителю право на защиту.
      Современный потребительский рынок насыщен различными товарами. Одежда и обувь, продукты питания, косметика и бытовая химия, техника и лекарства – любой из этих товаров может оказаться опасным для жизни и здоровья граждан. Поэтому  вполне естественно желание потребителей обезопасить себя и своих близких.
     Чтобы победить в противостоянии: «продавец — потребитель» и  не стать жертвой обмана, потребитель должен, прежде всего, знать свои права, закреплённые в этом законе.
1. Прежде всего, потребитель имеет право на получение необходимой и достоверной информации о товаре и его производителе (п.10 Закона). Изготовитель обязан разработать специальные правила использования товара, его хранения, транспортировки и утилизации и изложить эти правила в сопроводительной документации на товар либо на этикетке маркировкой. Вся информация должна быть на русском языке!
2. Потребитель имеет право быть уверенным в том, что приобретаемые им товары безопасны для его жизни и здоровья, а также не могут причинить вред имуществу потребителя и окружающей среде.
Для подтверждения соответствия безопасности товара утвержденным стандартам проводится процедура сертификации. Перечни товаров, подлежащих обязательной сертификации, утверждены Постановлением Правительства РФ. Помимо обязательной сертификации изготовитель или продавец может провести добровольную сертификацию.
Безопасность товара обеспечивается изготовителем в течение срока службы или срока годности, устанавливаемых им самим в соответствии со ст. 5 Закона «О защите прав потребителей». Если срок службы или годности не установлен, изготовитель (исполнитель) обязан обеспечить безопасность товара в течение 10 лет со дня передачи товара потребителю.
При установлении факта продажи товаров, представляющих опасность для жизни, здоровья, имущества потребителя, такие товары подлежат изъятию у продавца для дальнейшей утилизации или уничтожения. Экспертизу некачественных и опасных товаров осуществляют специальные органы государственного надзора.
3. Потребитель имеет право на качество приобретаемого товара. Понятие качества товаров включает в себя не только полезные свойства товара, но и срок, в течение которого эти полезные свойства сохраняются. Этот период называется сроком службы. Изготовитель устанавливает его, исходя из собственных соображений, и может избрать для этого как временные рамки (например, 5 лет), так и иные единицы измерения (к примеру, пробег автомобиля в километрах). Изготовитель обязан в течение всего срока службы обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товара, поставку запасных частей в течение всего срока производства товара и после снятия его с производства в течение срока службы товара, а при отсутствии такого срока — в течение 10 лет со дня передачи товара потребителю.
На продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары изготовитель устанавливает не срок службы, а срок годности — период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению. Запрещено продавать  товары с неустановленными, а также истекшими сроками годности или службы.
Чтобы повысить конкурентоспособность товаров изготовитель или продавец по своему усмотрению устанавливает гарантийный срок службы товаров. Это период времени, в течение которого изготовитель обязуется принять данный товар у потребителя для проведения проверки качества (экспертизы) и должен бесплатно устранить обнаруженные им недостатки. Права потребителя и обязанности продавца в таких случаях подтверждаются гарантийным талоном с отметкой о дате продажи товара.
Потребитель имеет право на обмен качественного товара в течение 14 дней с момента покупки. При обращении потребитель должен указать причины, по которым он желает заменить товар. Продавец должен обменять товар, который не был в употреблении, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки. Если на день обращения потребителя в магазине нет товара, необходимого для замены, то потребитель имеет право расторгнуть договор и получить деньги, уплаченные за товар, либо ждать поступления в магазин аналогичного товара, о чем продавец обязан известить потребителя.
4. Право потребителя на возмещение причиненного ему вреда закреплено в ряде статей Закона РФ «О защите прав потребителей».
Так, статья 12 предусматривает ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) перед потребителем за недостоверную или неполную информацию, как о самом предприятии, так и о товаре (работе, услуге).
Если потребителю по его требованию не предоставлена надлежащая информация о товаре, которая необходима для его использования по назначению (техническая документация, правила пользования и т.п.), то потребитель имеет право не только расторгнуть договор, но и потребовать полного возмещения убытков. Прежде всего, это относится к сложной бытовой технике. В ряде случаев использование таких приборов потребителем может не только привести к их поломке, но и нанести вред жизни, здоровью и имуществу гражданина (возгорание телевизора, замыкание электропроводки, поражение электрическим током и др.). В таких случаях потребитель имеет право требовать от виновного лица (продавца, исполнителя, изготовителя) полного возмещения всего ущерба и убытков, включая замену товара, возмещение затрат на устранение возникшего ущерба, восстановление здоровья. Предполагается, что у потребителя отсутствуют специальные познания о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги). Такие познания должны быть у продавца (изготовителя, исполнителя), и он обязан предоставить потребителю полную и достоверную информацию о характеристиках товара (работы, услуги) и его особых свойствах.
Статья 14 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусматривает имущественную ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги).
Например, вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме. Это относится к технически сложным приборам, медикаментам, строительным и ремонтным работам.
Потребитель вправе предъявить требования о возмещении вреда, причиненного вследствие недостатков товара, по своему выбору продавцу, который продал данный товар, или изготовителю товара.
Кроме возмещения материального ущерба и убытков потребитель имеет право на компенсацию морального вреда. Это правило закреплено статьёй 15 Закона РФ «О защите прав потребителей». Под моральным вредом понимаются физические или нравственные страдания, причиненные потерпевшему вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) прав потребителя и неисполнения или ненадлежащего исполнения им своих обязанностей.
Размер возмещения морального вреда не зависит от размера имущественного и подлежит компенсации независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных убытков. Сумма морального вреда заявляется самим потребителем, но утверждается судом.
В соответствии со статьёй 18 Закона «О защите прав потребителей» потребитель, которому продана вещь с недостатками, имеет право на замену её на товар той же марки.
На основании статьи 20 закона «О защите прав потребителей»  на период проведения экспертизы сложно-технических товаров потребителю должны предоставить во временное пользование аналогичный экземпляр (например, летом у вас сломался холодильник – отстаивайте свои права!). А чтобы продавец некачественного товара быстрее принимал решение о предоставлении аналогичного экземпляра, закон предусматривает неустойку в размере 1% от стоимости товара за каждый день просрочки (статья 23).
Если всё-таки вам  придется обращаться в суд для отстаивания своих прав потребителя, то вам не придется уплачивать госпошлину (на основании статьи 17 Закона «О защите прав потребителей»). Исковое заявление вы можете подать в суд по месту своего жительства.
Итак: современные нормативные акты Российской Федерации содержат все возможности для защиты прав граждан-потребителей. Советую знать и отстаивать свои права! Наша с вами задача — повысить требовательность к качеству выпускаемых и продаваемых населению товаров и не позволять продавцам обманывать себя!

Автор: Лидия Мулина